Меланома – одно из самых агрессивных злокачественных новообразований. На ее долю приходится 1% от всех видов рака кожи, однако смертность от нее крайне высока. Заболеваемость меланомой удваивается каждые десять лет. Ученые со всего мира постоянно находятся в поисках эффективных методов лечения этого заболевания, разрабатывают новые схемы терапии, а также новые препараты.
В 2019 году в российские рекомендации включена адъювантная терапия – т.е. лечение противоопухолевыми лекарственными средствами после операции при «чистом» от опухолей организме, но высокой вероятности рецидива. В этом случае применяются иммуноонкологические препараты. А пациентам с BRAF-положительной меланомой назначается таргетная адъювантная терапия.
В 2020 году расширились возможности системной терапии меланомы. В России одобрен первый оригинальный отечественный PD-1 ингибитор пролголимаб. Он применяется для лечения пациентов, страдающих метастатической и нерезектабельной меланомой.
Сочетание атезолизумаба, кобиметиниба и вемурафениба официально одобрено FDA для терапии лиц с неоперабельной или метастатической меланомой с BRAF-мутацией. Ожидается появление данной комбинации в российском государственном регистре лекарственных средств.
Еще одна новость касается больных, страдающих увеальной меланомой. Для пациентов, не получавших ранее противоопухолевую терапию, сейчас проходит процедуру ускоренной регистрации в FDA препарат тебентафусп.
Как отмечают врачи, будущее в лечении меланомы за комплексным подходом. Все чаще для лечения используются различные комбинации методик – хирургических вмешательств, адъювантной лучевой терапии, адъювантной таргетной терапии (при наличии мутаций в генах), иммунотерапии.